TURBO PASCAL

Новости

Программы   

Turbo Pascal 

Игры

Документация   

Странности

FAQ

Ссылки

Форум

Гостевая книга

Рассылка

Благодарности

Об авторе

 

 

  [ следующий ] [ начало главы ] [ предыдущий ] [ содержание ]

7.15. Что такое язык ассемблера?

Язык ассемблера — это машинно-зависимый язык низкого уровня, в котором короткие мнемонические имена соответствуют отдельным машинным командам. Используется для представления в удобочитаемой форме программ, записанных в машинном коде.

Язык ассемблера позволяет программисту пользоваться текстовыми мнемоническими (то есть легко запоминаемыми человеком) кодами, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам компьютера и памяти, а также задавать удобные для себя способы адресации. Кроме того, он позволяет использовать различные системы счисления (например, десятичную или шестнадцатеричную) для представления числовых констант, использовать в программе комментарии и др.

Программы, написанные на языке ассемблера, требуют значительно меньшего объема памяти и времени выполнения. Знание программистом языка ассемблера и машинного кода дает ему понимание архитектуры машины. Несмотря на то, что большинство специалистов в области программного обеспечения разрабатывают программы на языках высокого уровня, таких, как Object Pascal или C, наиболее мощное и эффективное программное обеспечение полностью или частично написано на языке ассемблера.

Языки высокого уровня были разработаны для того, чтобы освободить программиста от учета технических особенностей конкретных компьютеров, их архитектуры. В противоположность этому, язык ассемблера разработан с целью учесть конкретную специфику процессора. Сдедовательно, для того, чтобы написать программу на языке ассемблера для конкретного компьютера, важно знать его архитектуру [57].

В качестве примера приведем программу на языке ассемблера для IBM PC. Программа вычисляет значение a = b + c для целых a, b и c:


            .MODEL SMALL
            .DATA
b         DW     5
c         DW     3
a         DW     ?
          .CODE
begin   MOV   AX,@DATA
          MOV     DS,AX
          MOV     AX,B
          ADD     AX,C
          MOV     A,AX
          MOV     AH,4CH
          INT       21H
          END     begin

Директива   .MODEL   задает механизм распределения памяти под данные и команды.
Директива   .DATA   определяет начало участка программы с данными.
Директивы   DW  задают типы переменных и их значения.
Директива   .CODE   определяет начало участка программы с командами.
Команды   MOV   AX,@DATA   и   MOV     DS,AX записывают адрес сегмента данных в регистр   DS   (Data Segment).
Для вычисления a используются команды   MOV     AX, B,   ADD     AX,C   и   MOV     A,AX.
В директиве   END   задана метка первой выполняемой программы программы begin.

Перевод программы с языка ассемблера на машинный язык осуществляется специальной программой, которая называется ассемблером и является, по сути, простейшим транслятором.

 

На первую страницу

Rambler's Top100 Rambler's Top100
PROext: Top 1000

(с)Все права защищены

По всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес

Hosted by uCoz