TURBO PASCAL |
Новости
|
Глава 1. Введение в информатику1.1. Что такое инфоpматика?Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика". Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".
В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее. Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:
Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. 1.2. Что такое информация?Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то. Приведем еще несколько определений:
Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:
Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.
Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в [11, 41, 42] . 1.3. В каком виде существует информация?Информация может существовать в виде:
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами. 1.4. Как передаётся информация?Информация передаётся в форме сообщений
от некоторого источника информации к её
приёмнику посредством канала связи
между ними. Источник посылает передаваемое
сообщение, которое кодируется в
передаваемый сигнал. Этот сигнал
посылается по каналу связи. В
результате в приёмнике появляется принимаемый
сигнал, который декодируется и
становится принимаемым сообщением.
Примеры:
Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации. 1.5. Как измеряется количество информации?Какое количество информации содержится, к примеру, в тексте романа "Война и мир", во фресках Рафаэля или в генетическом коде человека? Ответа на эти вопросы наука не даёт и, по всей вероятности, даст не скоро. А возможно ли объективно измерить количество информации? Важнейшим результатом теории информации является следующий вывод:
В настоящее время получили
распространение подходы к определению
понятия "количество информации",
основанные на том, что информацию,
содержащуюся в сообщении, можно нестрого
трактовать в смысле её новизны или, иначе,
уменьшения неопределённости наших знаний
об объекте. Эти подходы используют
математические понятия вероятности и логарифма.
Если вы еще не знакомы с этими понятиями, то
можете пока пропустить
этот материал.
В качестве единицы информации Клод Шеннон предложил принять один бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра).
Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28). Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. 1.6. Что можно делать с информацией?Информацию можно:
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. 1.7. Какими свойствами обладает информация?Свойства информации:
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях. 1.8. Что такое обработка информации?
Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации. Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов. Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем. 1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. [42] . Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу. В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку. 1.10. Что понимают под информатизацией общества?
Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. 1.11. Вопросы для самоконтроля1.1. Что означает термин "информатика" и каково его происхождение? 1.2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года? 1.3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика? 1.4. Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения. 1.5. Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах? 1.6. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день. 1.7. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию? 1.8. Где и как человек хранит информацию? 1.9. Что необходимо добавить в систему "источник информации — приёмник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений? 1.10. Какие типы действий выполняет человек с информацией? 1.11. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
1.12. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки? 1.13. Приведите примеры информации:
1.14. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека. 1.15. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации. 1.16. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком? 1.17. Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём? 1.18. Как определяется единица измерения количества информации? 1.19. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении? 1.20. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2? 1.21. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли? 1.22. Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике? 1.23. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно однозначно определить. 1.24. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит информации. 1.12. Упражнения1.1. Запишите множество вариантов
загорания двух светофоров, расположенных
на соседних перекрёстках. 1.2. Три человека, Иванов, Петров и
Сидоров, образуют очередь. Запишите все
возможные варианты образования этой
очереди. 1.3. Назовите все возможные комбинации
из двух различных нот (всего нот семь: до, ре,
ми, фа, соль, ля, си). 1.4. Пусть голосуют 3 человека (голосование
"да"/"нет"). Запишите все возможные
исходы голосования. 1.5. Предположим, что имеются 3
автомобильные дороги, идущие от Парижа до
Тулузы, и 4 — от Тулузы до Мадрида. Сколькими
способами можно выбрать дорогу от Парижа в
Мадрид через Тулузу? Попытайтесь найти
систематический метод для
последовательного нахождения решения так,
чтобы можно было составить список способов,
не пропустив ни одного из них. 1.6. Поезд находится на одном из восьми
путей. Сколько бит информации содержит
сообщение о том, где находится поезд? 1.7. Сколько существует различных
двоичных последовательностей из одного,
двух, трех, четырёх, восьми символов? 1.8. Каков информационный объём
сообщения "Я помню чудное мгновенье"
при условии, что один символ кодируется
одним байтом и соседние слова разделены
одним пробелом? 1.9. Определите приблизительно информационный объём:
1.10. Сколько бит необходимо, чтобы
закодировать оценки: "неудовлетворительно",
"удовлетворительно", "хорошо" и
"отлично"? 1.11. Сколько различных символов,
закодированных байтами, содержится в
сообщении: 1101001100011100110100110001110001010111
? 1.12. Сколько байт памяти необходимо,
чтобы закодировать изображение на экране
компьютерного монитора, который может
отображать 1280 точек по горизонтали и 1024
точек по вертикали при 256 цветах? 1.13. Решите уравнение: 8x (бит) = 32 (Кбайт).
[ Ответ ] 1.15. Определите правила формирования приведённых ниже последовательностей и вставьте пропущенные числа [49] :
[ Ответ ]
|
(с)Все права защищены По всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес |