|
Новости |
Первое знакомство с системой программирования Турбо ПаскальПримечание. На всех дискетах может быть создан файл turbo.bat для автоматического запуска системы программирования Турбо Паскаль и выхода из нее (например, turbo.bat:C:\TP7_0\BIN\turbo.exe diskpark). Из истории. Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил революцию в программировании. До этих пор предпочтение отдавалось Бейсику - простому, дешевому и легко усваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным в обращении. С появлением Турбо Паскаля положение меняется. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования, которая создает удобства в работе. Изучение Паскаля как языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль. Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968-1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула-2). Первая версия Турбо Паскаля использовалась не очень долго - появилась в 1983 году, а уже в 1984 году ее заменила вторая версия, которая получила широкое распространение. К осени 1985 года появляется третья версия, более удобная в работе (быстрее работает компилятор и редактор, возможен вызов MS-DOS из программы). Четвертая версия (1988 год), представил Турбо Паскаль в новом виде (появление новой среды, компилятор стал встроенным). Осенью этого же года разработана пятая версия, у которой еще больше развита среда и у которой появился встроенный отладчик. А в 1989 году появилась версия 5.5, позволившая перейти к объектно-ориентированному программированию. Шестая версия уже обеспечивала многооконный и многофайловый режим работы, использование мыши, применение объектно-ориентированного программирования, обладала встроенным ассемблером и имела другие возможности. В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на языке Паскаль - это Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0 Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие достижения в программировании. Он может быть использован практически на любой машине и относительно дешев. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программы из отдельных частей, использовать модули, отлаживать и выполнять отлаженную программу. Первое знакомство:
После загрузки системы на экране появляется три окна:
Переход из первого окна во второе и на оборот осуществляется при помощи нажатия клавиши F10. Команды редактора Примечание. Требуется заранее подготовить карточки с основными командами, необходимыми для работы. Остальные команды учащиеся могут узнать в процессе работы с Турбо Паскалем при помощи режима помощи (клавиша F1). Команды управления движением курсора -> - перемещение курсора на символ вправо; <- - перемещение курсора на символ влево; ^ - перемещение курсора на строку вверх; v - перемещение курсора на строку вниз; Home - перемещение курсора в начало текущей строки; End - перемещение курсора в конец текущей строки; Page Up - перемещение курсора на страницу вверх; Page Down - перемещение курсора на страницу вниз; Примечание. Страница - это число строк текста, составляющих один экран (21 строка). Ctrl + Home - перемещение курсора в левый верхний угол; Ctrl + End - перемещение курсора в левый нижний угол; Команды вставки и удаления текста Insert - включение и выключение режима вставки; Примечание. Если режим вставки включен, то на экране курсор имеет вид мигающей черты. В режиме вставки набираемый символ вводится в позицию, в которой стоит курсор, а все символы (начиная с символа, стоящего в позиции курсора ранее),расположенные правее, сдвигаются вправо. Если режим вставки выключен, то набираемый символ заменит тот символ, который находится в позиции курсора, таким образом можно старый текст заменить на новый. Delete - удаление символа, стоящего в позиции курсора; Backspace - удаление символа, стоящего перед курсором; Примечание. Иногда на этой клавише написано BS, а иногда это левосторонняя стрелка, расположенная над клавишей ввода (ENTER). Ctrl + N - вставка пустой строки над строкой, где находится курсор; Ctrl + Y - удаление строки, где находится курсор. Задания
Режим помощи Необходимо познакомить с режимом помощи - Help (F1). Показать, как входить в режим помощи, перемещаться по нему. Подробное знакомство с этим режимом учащиеся проводят самостоятельно. Первая программа Рассказать об общем виде программы. Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program <имя программы>; За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе. После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В этом разделе задаются действия над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка. Разбор примера Примечание. Программа должна быть заранее записана на всех дискетах, и преподаватель сам выводит ее на экран. Рассмотрим на примере.
Пояснения к программе Имя этой программы example_1 (заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки и запятой). Из разделов описаний имеется лишь один - раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных. В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer), то есть переменные этого типа - это целые числа. После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка. Первый встречающийся оператор - это Writeln('текст'); - записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы. Следующий оператор - это Readln(a,b); - читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln. После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= - это знак присваивания в языке Паскаль). При выполнении этого оператора переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b (рис.1). Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменная rez описана типом Integer(значениями которого могут быть лишь целые числа). Следующий оператор - это снова оператор writeln('текст',rez) - он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez. Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: ''Нажмите <Enter>'', а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения. В конце раздела операторов стоит служебное слово End, после которого стоит точка. Запуск программы Для того, чтобы запустить программу, выходим в главное меню (нажатием F10) - первое окно, выбираем режим RUN и дважды нажимаем <Enter>. На экране появляется сообщение:
Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:
Нажмите <Enter>. Задания
Сохранение программы Для того, чтобы сохранить программу, необходимо:
Примечание. Следует сообщить учащимся список символов, которые нельзя употреблять в именах файлов:
После того, как имя файла набрано, нажмите клавишу <Enter>. Примечание. Следует отметить, что для быстрого сохранения файла можно воспользоваться командами Save или Save all меню File. Выход из системы программирования Турбо Паскаль Для того, чтобы закончить работу, необходимо:
|
На главную страницу(с)Все права защищеныПо всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес |