Данные, как вы знаете,
хранятся в памяти компьютера, но для
указания на конкретную информацию очень
неудобно все время записывать
физические адреса ячеек. Эта проблема в
языках программирования высокого
уровня, в частности в Паскале, решена
введением понятия переменной.
Переменная в Паскале - именованный
участок памяти для хранения данных
определенного типа. Значение переменной
(информация в соответствующих ячейках
памяти) в ходе выполнения программы
может быть изменено. Константами же, как
вы уже знаете, называются величины,
значение которых в ходе выполнения
программы изменено быть не может.
Конкретные переменные и константы
представляют собой объекты уникальные и
отличаются друг от друга именем.
В качестве данных в
программах на языке Паскаль могут
выступать числа, символы, целые строки
символов. Заметьте, что с этими
различными видами информации
выполняются совершенно разные действия.
Например, с числовыми величинами
производятся арифметические операции,
чего невозможно сделать с символьными.
Кроме того, разные виды данных требуют
различного объема памяти для хранения. В
соответствии с этими соображениями в
языке Паскаль введено понятие "Тип"
(TYPE). Тип переменной указывает на то,
какие данные могут быть сохранены в этом
участке памяти, и в каких действиях эта
переменная может участвовать.
Существуют зарезервированные (базовые)
типы в языке Паскаль, но, как далее вы
убедитесь, есть также возможность
создавать свои собственные,
определяемые программистом типы
переменных.
К базовым типам
относятся:
тип целых чисел - Integer
тип "длинных" целых чисел - Longint
тип действительных (вещественных)
чисел (то есть - с дробной частью) - Real
тип неотрицательных целых чисел от 0
до 255 - Byte
тип неотрицательных целых чисел от 0
до 65535 - Word
символьный тип - Char
строковый тип - String
логический тип - Boolean
Физически типы данных
отличаются друг от друга количеством
ячеек памяти (байтов), отводимых для
хранения соответствующей переменной.
Логическое же отличие проявляется в
интерпретации хранящейся информации.
Например, переменные типа Char и типа Byte
занимают в памяти по одному байту.
Однако в первом случае содержимое
ячейки памяти интерпретируется как
целое беззнаковое число, а во втором -
как код (ASC) символа.
В отличие от констант,
неименованных переменных не существует.
Все используемые в программе переменные
должны быть описаны в соответствующем
разделе описания.
Раздел описания
переменных начинается служебным словом
Var, после которого следуют записи
следующего вида: <Список имен
переменных>:<Название типа>;
Список может состоять
из нескольких имен (при этом они
разделяются запятыми), а также и из
одного имени. Тип, указываемый после
двоеточия, определяет, какие данные
теперь могут храниться в описанных
таким образом переменных. Для каждого
используемого в программе типа
переменных в разделе их описания должна
быть, как минимум, одна собственная
строка.