Самым простым
действием над переменной является
занесение в нее величины
соответствующего типа. Иногда говорят
об этом, как о присвоении переменной
конкретного значения. Такая команда (оператор)
в общем виде выглядит на языке Паскаль
следующим образом:
<Имя переменной>:=<Выражение>;
Выражение, указанное
справа от знака ":=", должно
приводить к значению того же типа,
какого и сама переменная, или типа,
совместимого с переменной относительно
команды присваивания. Например,
переменной типа Real можно присвоить
значение типа Integer или Word (впрочем,
наоборот делать нельзя). Выражение будет
сначала вычислено, затем, его результат
будет положен в ячейки памяти,
отведенные для переменной.
Что же представляет
собой выражение на языке Паскаль? Многое
зависит от типа выражения. Рассмотрим
сначала выражения арифметические, то
есть те, результатом которых является
число.
В состав
арифметического выражения на языке
Паскаль могут входить:
числовые константы;
имена переменных;
знаки математических операций;
математические функции и функции,
возвращающие число;
открывающиеся и закрывающиеся
круглые скобки.
Правила построения
выражений напоминают математические с
некоторыми уточнениями. Выражение
записывается в одну строку (никакой
многоэтажности), между операндами
обязательно должен стоять знак операции
(Запись "2x" - не допускается), знаки
некоторых операций и названия некоторых
функций отличны от привычных вам.
Операции:
+ сложение;
- вычитание;
/ деление;
* умножение;
MOD остаток от
деления (записывается так: A MOD B;
читается: остаток от деления A на B); эта
операция применима только к целым
числам;
DIV целочисленное
деление (записывается так A DIV B;
читается: результат деления A на B без
дробной части); эта операция тоже
применяется только для целых
операндов.
Аргументы функций
всегда записываются в круглых скобках:
SIN(X) sin x;
COS(X) cos x;
ARCTAN(X) arctg x;
ABS(X) абсолютное
значение x (в математике - |x|);
SQR(X) возведение x в
квадрат;
SQRT(X) извлечение
квадратного корня;
TRUNC(X) отбрасывание
дробной части х;
ROUND(X) округление х до
ближайшего целого числа;
После выполнения
второго оператора присваивания в
участке памяти, отведенном под
переменную R, окажется результат
указанного выражения, однако, к
сожалению, узнать его мы не сможем,
поскольку пока не имеем возможности "заглянуть"
в память машины, вывести значение
переменной хотя бы на экран